Главная ‌ Бизнес-план ‌ Идеи бизнеса ‌ Франчайзинг ‌ Технологии и Ноу-хау ‌ Заработок Разное

Изделие №3

Екатерина Чинарова , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №2 от 30 Января 2007 года.

Стартовав с оптовой торговли дефицитными товарами, к которым в начале 90-х относилось всё подряд, «Европа Уно Трейд» сосредоточилась на главном атрибуте праздников — воздушных шарах. Став крупнейшим импортером, компания получила свободу для диверсификации и деньги для экспериментов: на производственной площадке в Зеленограде она выпускает метровые латексные шары, что дает ей право называться единственным российским производителем воздушных шариков.

Путь к единственному в России производству латексных воздушных шаров лежит через складские помещения компании. На паллетах до самого потолка — коробки, коробки, коробки… с шариками самых разных цветов и размеров. Это хранилище принимает львиную долю тех самых 120 миллионов шаров (примерно 180 тонн), которые импортирует «Европа Уно Трейд».

Торговля воздушными шарами — основа бизнеса «Европы Уно Трейд» — приносит компании до 80% дохода.

— А 180 тонн — это много или мало? — интересуюсь, читая надписи на коробках.

— В советские времена объем производства Баковского завода, выпускавшего шарики, составлял порядка 400 миллионов шаров в год. Сегодня вместе со всеми конкурентами мы продаем примерно столько же на территории России, — говорит генеральный директор компании Григорий Рыбаков. — Рынок, в принципе, заполнен.

— А затоваривания нет?

— Думаю, мы близки к насыщению. Потому что 400 миллионов шаров — это три шарика на каждого гражданина страны.

В небольшом помещении — тишина, в чане с открытой крышкой — голубая жижа, которую хочется потрогать. Пахнет аммиаком. Если засунуть палец, то латекс «напрыгнет» на него. Затем, когда он засохнет, его можно аккуратно скатать с пальца и получить прототип шарика. Собственно, это и есть упрощенная производственная схема.

— На самом деле работа с латексом предполагает чистые руки, — предупреждает Рыбаков.

Рабочий вертит ручку, медленно опуская формы в состав. Не просто разработать формулу: состав должен быть стабильным и равномерным, любая пылинка, пузырек воздуха — дырка в шарике. Собственное производство — технологически сложный процесс, много ручного труда. Здесь, на территории бывшей Крюковской мебельной фабрики, выкупленной компанией «Европа Уно Трейд», производство «ставила» Антонина Мараева, главный технолог «Баковки».

Но все это мелочи. Этому можно научиться. Главная проблема — сырье. Латекс — млечный сок каучуконосных растений. Он представляет собой водную дисперсию глобул натурального каучука, содержащую также белки, соли и др. В промышленности для производства матрасов, презервативов, пустышек и шариков используют латекс бразильской гевеи. Так как себестоимость латекса в шарике составляет 90%, изначально фору получают те, кто находится ближе к сырью.

— Тогда, в 2000 году, мы действительно хотели открыть здесь производство. Нужно было нарастить базу, научить людей, чтобы на небольшой линии «обкатать» технологию. Спланировав здание, линию, подсчитав затраты, поняли, что конкурировать с брэндами, присутствующими на российском рынке, нереально. Дело в том, что этот рынок стал глобальным. Латекс — капризный материал, который не ездит зимой, он замерзает, его приходится везти за полгода вперед — в нашем климате нужны склады и оборотные средства. Кроме того, это сырье имеет лимитированный объем.

Гораздо проще возить шары из ЮВА или ставить там производство. В Китае или Мексике, где не нужно отапливать помещения, экономика производства совершенно другая. В Европе — свои производители, крупный завод находится в Мексике. Производств сегодня столько, что просто не вклиниться. Надо потратить достаточно серьезную сумму денег. И — Рыбаков вздыхает — неизвестно, когда это окупится.

— Поэтому то, что вы видите сегодня, — опытно-экспериментальный участок, линия, которая делает порядка 120 тысяч «метровых» шаров в год. Мы называем их олимпийскими, в честь того медведя, который летал на московской Олимпиаде. Производство составляет доли процента наших продаж и, тем не менее, ценно для нас.

— Почему вы не делаете презервативы, если продукция — латексная? — глядя на формы в виде руки, выстроившиеся на полке, спрашиваю заместителя генерального директора Громова.

— За 14 лет работы мы привыкли к этому вопросу, — смеется он. — Просто технологии абсолютно разные, общее — только материал. Сама технология, качество пленки — иные. Другая область, другие рынки, и все остальное — совершенно другое.

Шар за спину не спрячешь

После медитативной производственной площадки печатный цех выглядит настоящим адом: все шумит и хлопает. Рекламная печать на шарах — еще одно перспективное направление «Европы Уно Трейд». Мощности позволяют наносить рекламу и оригинальный дизайн на воздушные шары в промышленных масштабах (более двух миллионов шаров в месяц).

— Сегодня компания печатает около 25 миллионов шаров, из них больше половины — рекламные заказы: «Макдоналдс», «МТС», — сквозь грохот кричит Андрей Громов.
Заляпанная краской машина надувает, прижимает, мнет лиловые шарики и выпускает их на свободу уже с клеймом Milka. Внешность обманчива — умный агрегат стоит, как новый «Мерседес». Несколько лет назад «Европа Уно Трейд» приобрела 10 станков у бельгийцев, оборудование позволяет выполнять масштабные корпоративные заказы.
Воздушный шар — уникальный рекламоноситель. Он яркий, позитивный, его не спрячешь в сумку или за спину. Рыбакову обидно, что наши предприниматели не используют огромный рекламный потенциал этого продукта.

— Любой маленький магазин или небольшое кафе на Западе в субботу и воскресенье раздают шары, создают праздничное настроение. Это недорогой способ привлечь людей в свой ресторанчик, парикмахерскую, книжный магазин. Но наши пока не понимают, что качественное и оригинальное оформление может на 30–40% увеличивать обороты. В основном раздача рекламных шаров происходит на выставках. Дети и бабушки чуть ли не улетают на них. Эффект, конечно, есть, но он не такой точечный, как при раздаче в кафе или магазинчике.

Помимо рекламной печати на шарах, которая приносит еще 10% прибыли импортеру шариков, в компании активно развивается оформительское направление.

— Оформление воздушными шарами, или аэродизайн, — это очень простой бизнес. Закончил курсы оформителей, взял компрессор, купил шарики — и всё. Практически никаких затрат. Сегодня в одной Москве 100 компаний, которые работают в этом направлении. «Европа Уно Трейд» занимается организацией фестивалей и конкурсов среди аэродизайнеров, возит на обучение за границу, осваивает формат cash and carry для малого бизнеса.

— И как, ваши курсы рентабельны?

— Раз наши оформители кричат, что у них куча конкурентов, значит, рентабельны.

Стратегические планы дальнейшей диверсификации Григорий Рыбаков связывает с развитием производственного направления (включая открытие производства в ЮВА), построением дистрибьюторской сети и организацией мобильных продаж. Поэтому перед растущей компанией вполне закономерно встала задача автоматизации.

— У нас была программа «Гепард», которую мы купили в 1996 году. Она работала, но мы выросли, задачи изменились. Нужно было менять программу, а поскольку это довольно сложный процесс, мы решили, что он должен быть последним, чтобы больше к этому не пришлось возвращаться, — объясняет Андрей Громов. — Выбрав решение mySAP All-in-One, помимо организации финансового планирования ключевых направлений и финансово-материального учета, оптимизации складских запасов, мы хотели повысить эффективность использования оборотных средств.

Дальнейшее развитие корпоративной информационной системы предполагает наращивание функциональности CRM и расширение веб-сервисов, совершенствование компонента для управления финансовой деятельностью, а также подключение к системе филиала в Санкт-Петербурге.

Источник: http://www.business-magazine.ru/

Hosted by uCoz