Главная ‌ Бизнес-план ‌ Идеи бизнеса ‌ Франчайзинг ‌ Технологии и Ноу-хау ‌ Заработок Разное

Плохо стоим

Илья Данилкин , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №19 от 14 Октября 2008 года.

Поскольку власти не собираются информировать автолюбителей о пробках, эту нишу пытается разрабатывать бизнес. И не сказать, что безуспешно. Да, пробок меньше не стало. Зато информация о них все точнее.

Столица стоит в одной бесконечной пробке. Как говорит один мой знакомый англичанин, Москва — единственный в мире город, где можно назначить встречу на час ночи и опоздать из-за пробки. Причем все воспринимают это как должное. Зато на пробках многие стремятся заработать. В том числе и различные сервисы, призванные помочь водителям не тратить лишние часы на езду по мегаполису.

Один из самых популярных проектов, который в режиме реального времени осуществляет мониторинг дорожной ситуации в столице, — «Яндекс.Пробки», появившийся в 2006 году. «Когда мы запустили сервис для автомобилистов, в Рунете ничего похожего еще не было», — говорит Мария Лауфер, руководитель сервиса «Яндекс.Карты». Впрочем, к моменту рождения российского сервиса у него уже были западные аналоги. Так, в США на площадке Google похожая служба заработала еще в 2004 году, а чуть позже сервис стал доступным и для европейских пользователей.

Как честно признают в «Яндексе», для компании (и портала) пробки — лишь способ привлечь рекламодателей. «Мы зарабатываем на продаже контекстной рекламы», — напоминает Мария Лауфер. И пробки в этом очень помогают поисковику. Размещение рекламного баннера на странице стоит более 150 тысяч рублей за пакет в 560 тысяч показов. По данным «Яндекса», в месяц страницу просматривает более 4,1 пользователей (хотя число пользователей не равно, по понятным причинам, количеству показов). У «Яндекса» баннеры меняются каждые 20 секунд. Если предположить, что каждый пользователь в месяц просматривал карту с пробками хотя бы одну минуту, то квартальный доход компании от посещения сервиса «Карты» и его составной части «Пробки» будет составлять около 15 миллионов рублей.

Строго говоря, на текущий момент больше всех выиграли и заработали на столичных пробках бывшие владельцы проекта «СМИлинк», долгое время остававшегося монополистом на рынке «пробочной» информации. Единой национальной системы оповещения о пробках в стране до сих пор нет. А вот на Западе конкуренцию таким сервисам составляют различные государственные службы. Например, в Европе и США автолюбители могут добровольно установить на свои автомобили датчики, чтобы информация о скорости их движения поступала в дорожную полицию. Затем этой информацией пользуются как сами водители, так и различные информационные службы. Причем совершенно безвозмездно. На языке политиков это называется «общественный договор». Только у них договариваться получается, а у нас — нет. Вот и стоим на месте, как стадо баранов.

Для передачи данных в таких системах за рубежом используется технология TMC (traffic message channel, или «канал дорожной информации»). Благодаря ей обеспечивается передача цифровых данных о потоках автомобилей и возможных затруднениях. Обычная автомагнитола может их принимать и тут же передавать на GPS-навигатор. В России подобная технология пока не появилась из-за отсутствия желающих финансировать проект. Столичные власти по загадочным причинам этой ролью не интересуются, хотя, казалось бы, самое время. Да и частные инвесторы в ближайшее время вряд ли найдутся: совершенно непонятно, как возвращать вложенные деньги.

В Европе и США государства полностью финансируют установку на всех проблемных дорогах оборудования для наблюдения и круглосуточную работу центров по сбору, обработке и передаче в эфир данных о трафике. Столичная ГИБДД, к слову, получает данные о дорожной ситуации благодаря системе «Старт», в составе которой имеются и датчики, и камеры, и системы коммуникаций, и мощные компьютеры для обработки поступающей информации. Однако все это — информация для служебного пользования, использующаяся для выбора маршрутов проезда спецтранспорта и перенастройки светофоров. Да, часть информации поступает на рынок. Так, она применялась при подготовке «боевых сводок» «СМИлинк», дополняет картину ситуации на дорогах, формируемую «Яндексом». Однако это скорее бонус, нежели основная цель системы.

Вовремя продать

Пробки в цифрах

Карта дорожных пробок появилась на «Яндексе» в мае 2006 года, проект «Пробки 2.0» — весной 2008-го. По данным «Яндекса», сейчас этот сервис ежедневно посещает более 250 тысяч человек. Как минимум, приложение «Яндекс.Пробки» для мобильных телефонов и коммуникаторов скачали более полумиллиона человек.

Ежемесячная аудитория сервиса «Яндекс.Карты» в августе, по данным TNS, составила в Москве 2 475 800 пользователей, в России — 4 186 800. По данным самого «Аналитического центра «Яндекс.Пробки», каждый день в столице возникает до 800 пробок, в которых стоят около 1 120 000 автомобилей.

Центр «СМИлинк» («СМИ», кстати, означает «система моей информации») вырос из пейджинговой компании VessoLink. По сути, это единственная пейджинговая компания, дожившая до наших дней. Когда дни пейджинга как массовой технологии были уже сочтены, созданный для приема и передачи сообщений диспетчерский центр VessoLink преобразовали в информационный центр для водителей.

Логика была проста: пользователи обрели возможность обращаться в платную телефонную службу, а также получать информацию на GPS-навигаторы, заплатив абонентскую плату. Сегодня в Москве к этому сервису прибегают около 20 тысяч клиентов. По имеющимся данным, это приносило «СМИлинку» до полутора миллионов рублей в месяц.

До лета текущего года «Яндексу» приходилось покупать информацию о пробках у «СМИлинка» в рамках эксклюзивного договора. Как признался директор «Яндекса» по спецпроектам Андрей Себрант, стоила эта информация недешево. Так что после завоевания сервисом «Яндекс.Пробки» известной популярности проще оказалось купить «СМИлинк» целиком. Сумма сделки не разглашается, но по оценкам консалтинговой компании «ФИНАМ», исходя из числа клиентов и доходов «СМИлинка», она могла составить около 10-15 миллионов долларов.

Теперь «СМИлинк» преобразован в «Аналитический центр Яндекс.Пробки». Однако все платные сервисы «СМИлинка» работают, как и прежде. Так, информацию о пробках могут покупать водители, которые пользуются навигационной системой российской компании «Навител». Если абонент подключен к услуге, навигатор будет прокладывать маршрут с учетом пробок. В ближайшее время к сервису подключится другой российский производитель навигационных карт — «Автоспутник».

— Мы сотрудничаем с проектом «Яндекс.Пробки» и в ближайшее время планируем подключить к этой системе наш «Автоспутник», — говорит исполнительный директор компании «Навигационные системы» Андрей Кузнецов.

Цена информации

Главная проблема для любого «пробочного» навигационного сервиса — актуальность информации. Сетевые форумы завалены сотнями негативных и… позитивных — вплоть до восторженных — отзывов. Но главное, число пользователей постоянно растет. Деваться-то некуда. «Мы стараемся сделать данные максимально актуальными, хотя, как и с любой динамической информацией, это иногда бывает нелегко», — разводит руками Мария Лауфер.

Бывший генеральный директор «СМИлинка», а теперь директор Аналитического центра «Яндекс.Пробки» Павел Гольдин объясняет, что служба по-прежнему сотрудничает по ряду проектов с правительством Москвы, а также с федеральными и региональными структурами: «Мы получаем от них оперативную и статистическую информацию».

Компании, деятельность которых весьма зависима от ситуации на столичных дорогах (а значит, и от качества информации о ней), неоднозначно оценивают сервис. «Сведения с «Яндекса» использует наша диспетчерская служба, — говорит замдиректора компании «Такси Северо-Запад» Александр Дощицин. — В целом, сервис помогает. Но не сказать, что машины у нас никогда не попадают в пробки. Иногда диспетчеры передают, что улица свободна, а там оказывается пробка. Но, в общем, данные достоверные».

Купив «СМИлинк», «Яндекс», безусловно, отрезал путь на этот рынок своим российским конкурентам. «Рамблер», который также недавно открыл на своем портале «пробочный» сервис, сейчас вынужден пользоваться информацией с «Яндекса». А вот главный зарубежный конкурент пока только на подходе. Google объявила, что в ближайшее время запустит в России сервис «Пробки», причем представители компании утверждают, что будут пользоваться «независимой информацией», то есть — данными от водителей.

Тот, кто первым поставит «под ружье» тысячи столичных автомобилистов, скорее всего, и окажется в итоге победителем. Именно такая задача стоит перед всеми компаниями, информирующими московских водителей о пробках или только планирующими выйти на этот рынок. Похоже, с этой целью «Яндекс» в начале года и запустил программу «Пробки 2.0», которая предполагает передачу данных о скорости транспортных средств самими пользователями. В качестве передающих устройств система использует коммуникаторы, оборудованные моделями GPS.

Если этой системой будет пользоваться хотя бы треть столичных водителей, скоро все «пробочные» сервисы смогут обходиться без официальной информации, поступающей из ГИБДД и других государственных служб.

Так что настоящая конкуренция в битве за пробки еще впереди.

Как «Яндекс» считает пробки

Информация собирается из нескольких источников, включая централизованные системы слежения (видеокамеры, детекторы) и поступающие от автомобилистов данные: водители сами передают информацию о скорости движения при помощи навигаторов с GPS-приемниками.

«Аналитический центр Яндекс.Пробки» (бывший ИА «СМИлинк») использует 55 камер в центре Москвы, 30 — на Садовом кольце, 30 — между Садовым и Третьим транспортным кольцами, а также 112 детекторов на МКАД. Кроме того, в систему «Яндекс.Карты» поступают данные от ГИБДД и датчиков, размещенных на автомобилях (маршрутках, эвакуаторах, муниципальном транспорте, служебных автомобилях — за исключением машин милиции, скорой помощи и пожарной охраны), а также информация, которую сообщают слушатели радиостанций («Пробки 2.0»).

С навигаторов автомобилистов, поддерживающих «пробочный» проект, информация в систему передается каждые 30 секунд (или через 200 метров пути, если это расстояние удается проехать быстрее). Карманное устройство делает всю работу в автоматическом режиме: по каналам операторов сотовой связи «депеши» автомобилистов попадают в аналитический центр «Яндекса», постоянно изменяя картину происходящего на дорогах.

 

 
Источник: http://www.business-magazine.ru/

 
Автор: Илья Данилкин. Другие статьи автора

Hosted by uCoz