Главная ‌ Бизнес-план ‌ Идеи бизнеса ‌ Франчайзинг ‌ Технологии и Ноу-хау ‌ Заработок Разное

Бисквитный монумент

Александр Берковский , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №12-13 от 21 Июня 2005 года.

Неужели все это — настоящие торты, сладкие, вкуснейшие? Именно так. Но, главное, это не стандартные круглые тортики с надоевшими масляными розочками. Здесь каждый — особенный, каждый — с намеком, со смыслом. Впрочем, уникальность и неповторимость — лишь одно из условий создания эксклюзивных товаров. Для того чтобы сделать из продажи элитных кондитерских изделий успешный бизнес, этого недостаточно. Нужно делать так, чтобы дух захватывало!

Татьяна Высоцкая уже привыкла к восторгам и дифирамбам в адрес своих работ. Пожалуй, она самый известный и обласканный прессой кондитер в Петербурге, а может быть, и во всей России. Вот уже более десяти лет Татьяна занимается изготовлением авторских тортов на заказ, а в списке тех, кто отведал ее десерты, — самые громкие имена политиков, бизнесменов и артистов. Когда мы встречались с Татьяной, она как раз готовила торт для приема в честь нового американского консула в Санкт-Петербурге — я успел разглядеть лишь огромную карту Америки, которую еще предстояло изваять в глазури и шоколаде.

Вообще, кондитерское искусство — весьма популярный бизнес, динамично развивающийся, прежде всего, в крупных городах. Здесь много свободных ниш как в области серийного производства, так и в сфере изготовления продукции класса «премиум». Когда в середине девяностых Татьяна только начинала работать, спрос на качественную кондитерскую продукцию был не менее активен. Вот только возможностей развернуться было куда меньше: ни техники, ни информации, ни ингредиентов. «Я стала работать в отеле «Европа», когда он открылся после реставрации, — вспоминает Татьяна, — Меня пригласили полностью переоборудовать все кондитерское производство, которое сохранилось там еще с советских времен, по европейским стандартам. На рынке тогда ничего не было, зато мне предоставили неограниченное финансирование и огромную по тем временам зарплату в тысячу долларов (менеджеры гостиницы получали триста). Сладкая жизнь? Вряд ли. Для меня это была, наверное, первая настоящая «школа жизни». Да, полная свобода, никакого контроля. Но и делать все приходилось самостоятельно, порой наугад. И только сейчас понимаю, скольких ошибок удалось избежать благодаря интуиции!»

Отработав в «Европе» около трех лет, Татьяна почувствовала, что готова к самостоятельному ведению дел: появились и фирма, и брэнд (ну, поначалу, конечно, всего лишь торговая марка) «Татьяна Высоцкая». Но главное — с головой пришлось погрузиться в финансовые и организационные вопросы и привлекать помощников: кондитер-профессионал становился предпринимателем. Татьяна даже записалась на очень солидные курсы ведения бизнеса. Но быстро выяснилось: многое из того, чему здесь учили, уже пройдено на практике.

Небесные торты

Татьяна демонстрирует альбом с фотографиями лучших своих работ. Здесь есть все, что угодно. Покорение Эльбруса директором крупной торговой сети. Окно, затянутое эластичной и абсолютно съедобной занавеской с логотипом. Сладкие восьмикилограммовые модели домов с элитными квартирами… Так вот какие кулинарные изыски пользуются все большей популярностью у платежеспособной публики! К тому же праздновать у нас любят все. И всё подряд. А какой же, позвольте спросить, праздник — без торта!

Так что же это, искусство или все-таки бизнес? Оказывается, Татьяна оценивает себя как художника весьма скептически. «Понимаю, может показаться, что я — «человек творческий», и в этом все дело. Но на самом деле залог успеха лишь в том, что каждый раз придумываю что-то действительно интересное, нестандартное, стараюсь вложить в работу частичку себя. Но это, скорее, профессионализм, а не вдохновение».

Ну и, кроме того, Татьяна уверена, что во многом ее работы пользуются такой популярностью благодаря некоторым психологическим приемам. Например, перед тем, как взяться за работу, она не только осматривает помещение, в котором будет происходить празднество, но и старается как можно больше узнать о виновнике предстоящего торжества — неважно, идет речь о человеке или о целой компании — ведь «зацепкой» для сюжета может стать что угодно. В итоге, как правило, удается найти нечто, затрагивающее самые глубокие струнки в душе заказчика. Если же речь идет о «корпоративном» торте, то и здесь масса простора для фантазии. Татьяна показывает мне торт, в середине которого на полметра возвышается подъемный кран — миниатюрная модель настоящего. Конечно, это торт для строительной компании! И кран, разумеется, тоже можно съесть. Кстати, на корпоративных вечеринках руководители, да и рядовые сотрудники, почему-то с большим энтузиазмом поедают логотипы своих компаний.

При всем внешнем шарме бизнес, которым занимается Татьяна Высоцкая, легким не назовешь. Ведь работать по какой-то одной, отлаженной схеме — невозможно. Как невозможно рассчитывать на перспективу и что-то планировать далеко вперед. Зато есть и очевидные плюсы. Во-первых — бесплатная реклама в виде «сарафанного радио»: именно таким образом большинство клиентов находит Татьяну. С другой стороны, имя и репутация, а также статус «знаменитости» поддерживается и постоянными публикациями в прессе, телевизионными передачами. И это ничего не стоит Татьяне, журналисты сами приходят к ней за новыми интересными сюжетами. Вот, например, не так давно в Петербурге снимали один из выпусков ток-шоу «Большая стирка», и Татьяна Высоцкая оказалась среди гостей, демонстрировала свое мастерство. Приготовила два торта: «Колыбель империи» в виде огромной кровати, в которой возлежал император Петр, а второй — совсем небольшой, в виде куска хозяйственного мыла, который достался ведущему, Андрею Малахову. В общем, делайте свое дело ярко, интересно — и о вас заговорят, напишут и расскажут совершенно бесплатно!

«Конек» Татьяны Высоцкой — торты-«обманки». Вернее, самые настоящие торты, только выполненные в виде какого-нибудь предмета мебели или интерьера, так что ни за что не догадаешься, что перед тобой вовсе не чайный столик, а что-то съедобное! Между прочим, на такой столик во время одного из приемов официант чуть было не поставил тяжелый поднос, — принял его за настоящий. А торт, выполненный в виде торшера, гости на одной из вечеринок не могли обнаружить почти час — «лампа» преспокойно стояла у окна на комоде, в каждом из ящиков которого лежало еще по торту… в виде свернутого комплекта постельного белья.

В сказке Джанни Родари «Торт в небе» нерадивый ученый во время взрыва бомбы получает гигантский торт: триста метров в высоту и километр в диаметре, — он некоторое время парит в небе, а затем приземляется в предместьях Рима. В финале весь город с удовольствием поедает сладкую громадину. Почему-то, разглядывая альбом с фотографиями работ Татьяны Высоцкой, я вспомнил эту сказку. Может быть, все дело в заветных детских мечтах — выстроить настоящий мир из крема, фруктов и шоколада?

Источник: http://www.business-magazine.ru/

Hosted by uCoz