Главная ‌ Бизнес-план ‌ Идеи бизнеса ‌ Франчайзинг ‌ Технологии и Ноу-хау ‌ Заработок Разное

Ab ovo

Екатерина Чинарова , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №17 от 30 Августа 2005 года.

Только оказавшись за границей, понимаешь, как многого у нас еще нет. Впрочем, это и к лучшему — незанятых ниш для бизнеса предостаточно. Одно из любопытных, но еще не слишком освоенных направлений — центры экологического досуга. Люди готовы платить за возможность вырваться из смрадных городов, показать детям живьем какого–нибудь какаду, осторожно покормить из рук страусов и поглазеть на белых павлинов. В общем, зоопарк, да не совсем.

Идею создать Парк птиц в Жуковском районе Калужской области супругам Белявским подсказали попугаи, разведением которых они увлекались в течение тридцати лет.

Сначала попугайчики жили в обычной московской квартире, но ее стены стали тесны для ярких птиц, и пришлось вместе со всем скарбом перевезти их в Подмосковье, в Наро–Фоминский район. Но и загородный дом вскоре стал тесноват для пернатой «коллекции».

— Наступил момент, когда ухаживать за птицами силами своей семьи оказалось буквально невозможно, — вспоминает Татьяна Белявская, идеолог и генеральный директор проекта. — Не хватало места, и нам некуда было развиваться — а ведь всякое дело требует развития!

 

Во время поездки на Бали — тогда у Белявских как раз появилась возможность путешествовать — они увидели свою мечту, Парк птиц. Небольшой по площади и коллекции, он подсказал им, куда, наконец–то, девать своих попугаев. Надо всего лишь построить для них загородную резиденцию, а заодно инициировать новый для России бизнес-проект, решило семейство и с жаром взялось за работу.

После посещения тропического парка, чтобы перенять опыт и что–то позаимствовать, орнитологи отправились в Германию, в Вальсроде — крупнейший подобный парк для птиц на территории Европы, где обитает более шести тысяч пернатых. Выяснилось, что одних лишь желания и опыта в разведении попугаев для запуска такого масштабного бизнеса — недостаточно. Как минимум, был нужен земельный участок: «Мы хотели построить парк недалеко от дома. Несмотря на то, что многие люди пытались нам помочь с поиском земли, как только речь заходила о том, чтобы приобрести эту землю не по коммерческой, а по государственной цене (по расценкам БТИ), вопрос тут же упирался в невероятные препятствия. Не то, чтобы отказывали напрямую… Просто переговоры вяло тянулись».

Однажды супруги попали в очень живописное местечко на реке Искья и поняли: «Здесь будет город–сад». Место было идеальным для создания загородной птичьей «парковки». Два оврага позволили сделать запруды и разместить водоплавающих птиц. Лакомый участок — 11,5 гектара — продавался только в придачу к агрокомплексу. Пришлось купить весь агрокомплекс вместе с коровами, техникой, фермами. «По совершенно смешной цене», — улыбается Татьяна.

В июне 2003 года Александр Белявский из научного работника и бизнесмена перековался в крестьянина и, как говорится, крепкого хозяйственника. В тот год весной коров выводили на пастбище на веревках, потому что они не могли ходить — так ослабели. Не было засеяно ни одного гектара. С великим напряжением новые хозяева АПК «Победа» сумели заготовить зеленые корма (техника тоже нуждалась в замене или ремонте), а на следующий год уже посеяли многолетние травы, провели ремонт ферм. Но даже после того, как коровы наконец–то повеселели, обнаружилось: они все равно не способны давать столько молока, сколько нужно, чтобы окупить их содержание. «Сейчас мы проводим полную замену стада — по крайней мере, теперь у нас 100 племенных высокопродуктивных коров, купили стадо романовских овец. С кормом все в порядке, вычистили навоз, подвели электричество, воду», — говорит Александр Белявский. В общем, муж занимается восстановлением российского села, а жена — колдует над Парком птиц «Воробьи». Название ему подсказала сама деревня, что в километре от птичьего дома. Бывают совпадения!

 

«Воробьи» для нашей страны — проект принципиально новый. Эта рекреационная зона, предназначенная как для семейного отдыха, так и для реализации образовательных и исследовательских программ, по замыслу создателей призвана сочетать в себе лучшие традиции садово–паркового искусства и современного ландшафтного дизайна. А с точки зрения развития инфраструктуры — отвечать всем современным требованиям к уровню комфорта для мест массового отдыха и развлечений. Надо сказать, что энергичной Татьяне Белявской и ее помощникам многое удалось: за два года они обустроили территорию, позаботившись о таких мелких, но очень важных деталях, как удобный подъезд, указатели на дороге, туалеты и даже песочница для детей с ведерками и лопатками (книга отзывов, кстати, полна благодарностей по этому поводу!).

Проект, по словам Белявской, очень дешевый: «Если бы у нас были другие средства, могли бы сделать Парк еще лучше. Ведь мы понимаем, что такие проекты, как наш Парк птиц, во всем мире не прибыльны, не коммерческое это дело». Обычно в развитии зоопарков активно участвуют спонсоры — в рамках программ по социальной ответственности. За рубежом это и престижно, и почетно. Скажем, в списке спонсоров Парка птиц «Вальсроде» значатся такие компании, как Luftganza и Volkswagen. Есть своя партнерская программа и у Парка «Воробьи», предусматривающая наличие информационной таблички о вкладе организации–спонсора, размещение логотипа на печатной и сувенирной продукции и созданном сайте, а также бесплатный корпоративный входной билет, — в общем, стандартный спонсорский пакет зоопарка. Впрочем, возможны и варианты: «Подари Парку птицу», «Подари птице дом», «Подари Парку дерево».

Как признается глава проекта, пока расшевелить российских спонсоров, увы, не удалось: «Мы пытались привлечь крупный бизнес, но нас не услышали». Тогда «воробьевцы» пошли по пути организации некоммерческого партнерства. Взнос символический — 5 тысяч рублей. Пока в этот клуб вступили, в основном, лишь знакомые предприниматели, преимущественно из малого и среднего бизнеса. Но вливания эти очень скромны, так что финансовую концепцию Парка пришлось пересчитать, исходя из перспективы самостоятельного плавания.

Наш климат загоняет проект в довольно жесткие рамки. Если на Бали Парк работает круглый год, то «Воробьи» в режиме полного посещения в состоянии функционировать лишь в летнее время — с мая по сентябрь. Для теплолюбивых птиц есть отапливаемые помещения, но они не предназначены для демонстрации, только для зимовки. «За пять теплых месяцев мы должны заработать на существование Парка. Мы понимаем, что в первый год этого у нас не получится. Но на второй и третий — вполне возможно», — говорят предприниматели.

Чтобы привлечь как можно больше посетителей, Татьяна Белявская тщательно продумала рекламную кампанию и церемонию торжественного открытия проекта. На презентацию собрали около 200 человек, 8–9 мая Парк птиц «Воробьи» был открыт для всех желающих, а плотная работа со СМИ помогла привлечь две с половиной тысячи гостей. Хороший отклик дала передача «В мире животных» — совершенно бесплатно съемочная группа сделала четыре сюжета. Плюс «сарафанное радио». «Все это помогает, но, прежде всего, мы занимаемся адресной рекламой. Например, все пионерлагеря, дома отдыха, пансионаты получили от нас письма, в каждый «дом» мы привезли плакаты, всех периодически встряхиваем. Ищем выход на турфирмы, которые специализируются на экскурсиях выходного дня. Размещаемся на Калужском и Обнинском радио и телевидении, а в конце августа собираемся выйти на школы. В рамках школьной программы для шестиклассников планируем проводить урок на свежем воздухе. Показывать и рассказывать про птиц средней полосы России. А сейчас львиная доля посетителей — это семьи с детьми», — говорит Татьяна.

Источник: http://www.business-magazine.ru/

 

Hosted by uCoz