Главная ‌ Бизнес-план ‌ Идеи бизнеса ‌ Франчайзинг ‌ Технологии и Ноу-хау ‌ Заработок Разное

Асимметричный ответ

Денис Волков , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №12 от 19 Июня 2007 года.

Есть сведения, что в России появилась технология, позволяющая с разумными издержками получать в промышленных масштабах водород — топливо будущего. Однако первый опыт инвестирования в «проект века» закончился ничем. Русская «водородная бомба» так и не «взорвалась» и не попала на первые полосы мировых таблоидов.

Сгорая в своей двухатомной ипостаси, водород выделяет больше энергии, чем нефть, газ или уголь. Как этим воспользоваться, давно ясно. Но увы, до сих пор не удается получать водород в промышленных объемах, затрачивая при этом средства, сравнимые со стоимостью традиционных источников энергии. На решение «водородной проблемы» в мире уже истрачены миллиарды, а те, кому это удастся, возглавят рейтинги самых богатых людей планеты.

Чтобы оценить горючие свойства водорода, достаточно вспомнить нью-йоркскую трагедию 1937 года, когда крупнейший по тем временам немецкий дирижабль «Гинденбург», наполненный водородом, совершив очередной перелет через Атлантику, сгорел на глазах многочисленной публики за считанные секунды. Сегодня дирижабли и воздушные шары куда безопаснее: их заполняют негорючей смесью водорода и гелия — да и у водорода, помимо «взрывоопасного» амплуа, есть масса других применений: он используется в большинстве производств химической, пищевой и металлургической промышленности. Однако особые надежды возлагаются все же на горючие свойства «родящего воду газа»: при сгорании водород выделяет больше тепла, чем все известные виды топлива — которые с каждым годом дорожают и, кроме того, скоро закончатся.

Топливо будущего

По разным оценкам, нефти и газа человечеству хватит лет на пятьдесят. Максимум — на сто. Лучшие умы планеты, озабоченные грядущим энергетическим кризисом, уже не первое десятилетие ведут поиск альтернативных источников энергии. Однако Анатолий Столяревский, директор ИЦ «Кортес», уверен, что грядущее истощение запасов углеводородного сырья — вовсе не основная причина поисков «топлива будущего». «Каменный век закончился не потому, что не осталось камней, — иронизирует Столяревский. — Нефть останется, но стоить она будет слишком дорого и со временем станет неконкурентоспособной».

— Происходит выбор наиболее эффективных путей замены экологически опасного, истощающегося и дорожающего ископаемого топлива альтернативными, экологически чистыми источниками энергии, — комментирует Элина Караева, директор Центра инвестиций в высокие технологии холдинга «ФИНАМ». — Лежащая на поверхности альтернатива — атомная энергетика. Однако она требует больших финансовых затрат, а запасы урана ограничены.

Вот почему именно водородная энергетика, по мнению Элины Караевой, имеет все шансы занять лидирующее место в будущем. Ведь речь идет об экологически чистом и практически не исчерпаемом источнике энергии.

Водорода действительно должно хватить до скончания веков: 75% Вселенной состоит именно из этого газа. Однако, как отмечает Александр Гусев, главный редактор международного научного журнала «Альтернативная энергетика и экология» и генеральный директор НТЦ «ТАТА», на Земле свободного водорода очень мало, поэтому в промышленных масштабах его можно получить только искусственным путем. Но даже несмотря на это водород — первый претендент на звание «топлива будущего». «Энергоемкость водорода максимальна по сравнению с другими энергоносителями, такими как спирт и природный газ. И в 3,3 раза выше, чем у бензина», — напоминает Александр Гусев. Кроме того, по словам Анатолия Столяревского, при сгорании водород не наносит вреда окружающей среде: «На выходе имеем водяной пар, нет парниковых газов, таких как CO2. Это означает, что мы не нарушаем температурный баланс планеты и не оказываем отрицательного воздействия на здоровье».

Родящий электричество

Водород можно не только сжигать как традиционное горючее, но и использовать его принципиально иным способом — в топливных элементах, которые вырабатывают электричество в результате химического превращения водорода и кислорода в воду. «Получение энергии происходит на молекулярном уровне, поэтому со временем КПД может достигать 100%», — уверен Александр Гусев. Пока же показатели несколько хуже, в основном из-за тепловых потерь. Однако Гусев не сомневается, что уже сегодня достигнут значительный прогресс. Так, КПД топливных элементов канадской компании Ballard и японской Nissan больше 50%, что уже превышает показатели двигателей внутреннего сгорания.

Почему же мы до сих пор не пересели из автомобилей с допотопными двигателями внутреннего сгорания на более современные и экологически чистые, работающие на топливных элементах? Причина — высокая стоимость последних. Так, дружелюбный к окружающей среде автомобиль с водородным двигателем, на котором раскатывает губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, стоит более миллиона долларов. И львиная доля этих денег приходится как раз на топливные элементы. Пока это штучный товар. А значит, и цена соответствующая — как у любого другого «эксклюзива». Впрочем, эксперты уверены: в ближайшее время сразу несколько компаний наладят промышленное производство топливных элементов, что должно привести к снижению их стоимости, а как следствие — и цены самих «зеленых» автомобилей.

Водорода нет!

Другая причина, отодвигающая наступление счастливой и здоровой эры водорода на неопределенный срок, — отсутствие инфраструктуры для обслуживания «водородных» автомобилей. «Мы на обычный-то газ все никак не перейдем, какой уж там водород!» — смеется Анатолий Столяревский.

И все-таки в мире уже есть первые примеры развертывания водородных заправочных станций. Не в России, конечно. В Калифорнии к 2010 году должен быть реализован проект «Водородное шоссе». В штате предполагают открыть 200 водородных заправок. Тем временем Исландия уже шагнула в будущее: почти все заправки в этой стране — водородные. «Им осталось перевести на водород рыболовный флот, — замечает Анатолий Столяревский. — Как только это произойдет, Исландия станет первой страной, экономика которой не зависит от нефти».

И все же в масштабах планеты водородная эра наступит не раньше, чем через десятки лет. «Считается, что это случится, когда 50% автомобильного парка перейдет на водород, а произойдет это не раньше 2050 года», — прогнозирует Анатолий Столяревский.

Приблизить наступление «светлого будущего» могут гибридные двигатели, работающие на бензине, но использующие водород в качестве присадки: добавка водорода в пропорции от одного до семи процентов значительно повышает экономичность работы двигателя, особенно в режиме холостого хода, а токсичность выхлопа при этом снижается почти в 10 раз.

Лобби наоборот

Еще несколько лет назад желтая пресса, захлебываясь от восторга, тиражировала миф: главные противники «альтернативной энергетики» — компании, занятые в нефтегазовом секторе. Уж этим-то жукам совсем не нужно, чтобы углеводородное сырье упразднилось за ненадобностью. Следом же, как правило, начинались конспирологические предположения: автопроизводители давно готовы выпустить на рынок автомобили с новыми двигателями, да только мировая нефтяная мафия слишком сильна и страшна — утопит в старой скважине с концами.

— Действительно, пионеры водородной энергетики опасались, что «углеводородные магнаты» будут противодействовать этому процессу. Но в конце 90–х годов стало понятно, что все наоборот: сырьевые компании как раз этот путь рассматривают в качестве главного направления диверсификации своего бизнеса в будущем, — полагает Александр Гусев.

— Не нужно далеко ходить за примерами, — согласен Анатолий Столяревский. — Самая крупная компания отрасли, Shell, — одновременно лидер по водородным разработкам. И это закономерно. Ведь смысла тормозить наступление «водородной эры» у этих компаний нет. Наоборот, они вкладывают деньги, чтобы успеть первыми, чтобы не опоздать!

Постепенно практический и даже финансовый интерес к теме водородной энергетики начинает просыпаться и в России. «Я был недавно в одном крупном нефтедобывающем районе, так там администрация очень заинтересована в диверсификации, ведь нефти осталось немного, и если не продумать «путей отступления», в ближайшее время произойдет массовый отток населения», — говорит Александр Гусев.

Все бы хорошо, да только способа получения водорода по ценам, сравнимым с добычей и переработкой нефти и газа, пока не придумано. Самый распространенный метод — конверсия природного газа. Проще говоря, из одного энергоносителя последовательно получают другой — очень дорогой.

«Сегодня о водородной энергетике больше говорят, чем показывают что-то реальное, — заявил Артем Тарасов, в прошлом первый легальный советский миллионер, в последнее время интересующийся наукоемкими технологиями. — Может быть, у кого-то что-то и есть, но я, по крайней мере, этого не видел. Все говорят о применении водорода, о топливных элементах, о двигателях. Но суть-то в том, что для того, чтобы применять водород, его вначале надо откуда-то взять!» А «взять» его, по словам Тарасова, как раз — дорого. Сегодня самый дешевый водород стоит от 1,2 до 1,75 доллара за кубометр — без учета стоимости транспортировки и хранения. А при таких ценах водород — не конкурент даже газу.

Корова не продается, Или корова сдохла

На самом деле Тарасов буквально на днях не только видел, но и трогал руками функционирующий водородный генератор, разработанный в компании «Свободный водород», где он занимал должность генерального менеджера, а по совместительству — венчурного инвестора. «Поначалу компания, в которой я являюсь акционером, поучаствовала деньгами в разработке. Но за свои проценты я не держусь. Просто хочу, чтобы эта разработка выползла на свет. Я член коллектива, и если акционеры станут миллиардерами, то согласен остаться просто мультимиллионером», — говорил Тарасов в интервью «Бизнес-журналу».

Рассчитывать на свои «миллиарды» разработчики могут хотя бы потому, что созданный ими генератор производит водород почти даром. «Ничего подобного я не видел и не слышал, — не скрывал энтузиазма Тарасов. — Стоимость водорода, получаемого на нашей установке (если брать только затраты электроэнергии), в четыре раза ниже, чем при нормальном электролизе». Если же принять во внимание, что помимо основного водорода установка производит еще и оксиды алюминия, то стоимость газа опускается «ниже нуля».

Очередная мистификация ветерана российского предпринимательства, с неординарными идеями которого «Бизнес-журнал» совсем недавно — в № 8 (117)’2007 — познакомил читателя? Все может быть. Но технологически все выглядит вполне убедительно. В качестве сырья генератор использует подсоленную воду и алюминий (разработчики говорят, что подойдет даже обычная, купленная в магазине алюминиевая пудра или порошок вторичного алюминия). В чем секрет? Все дело в центробежной силе. «Просто так процесс не пойдет, — комментирует представитель компании Александр Меринов. — Существуют десятки патентов на получение водорода из воды с использованием алюминия. Но сам по себе процесс требует либо высокой концентрации кислот и других реагентов, что приводит к загрязнению конечного продукта, либо критически высоких температур и давления». Между тем российский генератор в качестве сырья использует обычную воду и потребляет в четыре раза меньше электроэнергии, чем аналоги. Но главное, благодаря «побочному продукту», ультрадисперсному оксиду алюминия (бемиту), из которого легко получить ценнейший для микроэлектроники высокодисперсный альфа-корунд, стоимость водорода опускается до разумных величин.

Впрочем, даже авторы разработки смеются: «В науке так всегда. Хотели получить одно, а в конечном итоге вышло совсем другое, зато лучше, чем планировалось».

Если агрегат, внешне больше похожий на самогонный аппарат, и правда работает так, как утверждают авторы идеи, то инвестиции Артема Тарасова (около 200 тысяч долларов) можно было бы посчитать более эффективным вложением, чем 120 миллионов долларов, которые Михаил Прохоров отдал на покупку американской лаборатории.

В ответ на скепсис «Бизнес-журнала» генеральный директор компании и автор разработки Игорь Могилевский отвечает, что речь идет не о лабораторном образце, а о готовой технологии: «Мы можем хоть завтра построить завод с минимальной производительностью пять тонн чистейшего бемита в месяц, с рентабельностью 300% и больше и выходом на окупаемость за несколько месяцев. Это будет более рентабельное производство, чем продажа наркотиков, проституция и торговля оружием!»

Однако Тарасов был куда более осторожен в прогнозах: «Конечно, это опытный образец. Зато он продемонстрировал самое главное — работоспособность технологии. Если она работает и есть маленький рабочий образец с производительностью несколько килограммов в час, значит, можно его масштабировать и производить тонны».

Других инвесторов Тарасов в проект не звал: «К примеру, у вас есть золотой рудник, вы берете у кого-то деньги для того, чтобы начать добычу золота, и за это продаете 50% рудника. Вернув инвестору его деньги чистым золотом за короткое время, вы будете всю жизнь отдавать ему, как акционеру, половину добычи. Это не тот случай, когда нужен венчурный капитал. Время риска для нашего рынка прошло».

В «Свободном водороде» полагают: если удастся найти источник «дешевых» денег, то дело в шляпе. Из побочного продукта, альфа-корунда, ценного сырья для микроэлектроники, можно «выращивать» кристаллы сапфира. «Суммарное потребление альфа-корунда на сегодняшний день составляет 450 тысяч тонн, причем мировой рынок не обеспечен этим сырьем и на 40%», — говорит Игорь Могилевский. А к 2020 году потребление сапфира в электронике увеличится в 30 раз!

Но хэппи-энда пока не получилось. Когда номер уже сдавался в печать, в редакцию позвонил Игорь Могилевский и сообщил: финансирование разработки водородного генератора прекращено, сотрудники компании разбегаются. Что случилось? «Ничего особенного, просто в России никому не нужен дешевый водород!» — гневно выпалил Могилевский в трубку. И добавил, что если и есть потребность в его промышленном получении, то только из природного газа, но никак не из воды. Для того чтобы продолжить разработки, ученым нужны новые инвесторы. А ими теперь, скорее всего, станут зарубежные компании. «Теперь мы готовы рассматривать любые варианты», — разводит руками Игорь Могилевский.

Источник: http://www.business-magazine.ru/

Hosted by uCoz