Главная ‌ Бизнес-план ‌ Идеи бизнеса ‌ Франчайзинг ‌ Технологии и Ноу-хау ‌ ЗаработокРазное


 

                        Ноги, перья, крылья?

Екатерина Чинарова , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №11 от 09 Июня 2004 года.

Страусоводство , или фермерское разведение страусов, практиковалось издавна. Второе рождение отрасль пережила в 80-е годы XX века, тогда низкокалорийное мясо страуса вошло в моду. Черные африканские страусы, а только таких питомцев держат сегодня в загонах предприниматели, способны существовать в северных условиях и относительно легко переносят зиму - оказывается, их иммунная система высокоадаптивна. Все это привело к тому, что потенциально перспективный и долгосрочный агробизнес несколько лет назад попал в Восточную Европу и Россию.

 

Сегодня в нашей стране действует уже несколько довольно успешных ферм по разведению страусов. И они не ограничиваются производством птиц, а занимаются еще и продажей мяса, яиц, кожи, перьев. Даже проводят экскурсии. Кстати, многие участники рынка утверждают, что места для "новичков" здесь еще вполне хватает.

И Африка им не нужна

Чтобы разобраться в хитросплетениях этого бизнеса, мы отправились в две крупные и вполне успешные компании. Это совместное российско-молдавское предприятие Anatex Investagro и фирма "Русский страус" из подмосковного Серпухова. Anatex Investagro первой начала заниматься на территории СНГ страусоводством в 1996 году, а "Русский страус" появился на рынке в 1999-м.

- О выращивании товарного молодняка в то время не могло быть и речи. Не было репродуктивного стада и опыта инкубации. На рынке специализированной литературы по страусоводству - "полный штиль" и вакуум в законодательстве о страусе как о сельскохозяйственной птице. Все это и предопределило направление нашей деятельности: мы занялись развитием племенного страусоводства, - рассказывает генеральный директор Anatex Investagro Андрей Воронов. Анализ экономической ситуации в СНГ и в странах Восточной Европы позволил предпринимателям очертить будущие рынки сбыта племенной птицы. Основными адресами стали Россия, Украина и Румыния. И, как утверждает Андрей Воронов, выбор оказался совершенно правильным.

Страусы требуют к себе особого отношения. Это не глупая курица, способная нагуливать вес в любых условиях. Поэтому вложения в ферму составляют значительную часть инвестицийВообще говоря, в рамках "страусиного" рынка эксперты четко выделяют два сегмента. Это производство мяса, кожи и - выращивание племенной птицы, от чего напрямую зависит и рынок готовой продукции. Обе ниши, считает Андрей Воронов, не просто не заполнены, а "девственно чисты". Но по-настоящему перспективным пока можно признать выращивание племенных производителей.

По словам специалистов компании "Русский страус", коммерческий продукт в живом весе у страуса составляет около 40%, и это намного выше, чем у крупного рогатого скота, овец и даже домашней птицы. Одна самка страуса приносит до 60 яиц, из которых вылупливаются в год 40 птенцов. Птенцы набирают рыночный вес через 12–14 месяцев после рождения, дают почти 1,5 тонны мяса и 50 кв. м кожи. У страусов очень необычное мясо. Оно низкокалорийно и содержит мало холестерина. Оптимальный возраст птицы для забоя - год. При разделке одной туши общим весом около 120 кг можно получить до 40 кг мяса. А стоит килограмм его в России 400–500 рублей. Для сравнения: в Германии 14–25 евро. В США оптовая цена страусятины формируется на уровне 8–12 долларов, в Австралии 10–14 долларов, в Бельгии 12 евро. В Японии за килограмм мяса страуса платят 50–70 долларов. Розничные цены гораздо выше.

Годовое потребление страусиного мяса в России не превышает, по данным компаний-производителей, 100 тонн, и потому рынок его, включая поставки всех отечественных страусиных ферм и импорт, далек от насыщения. Потенциальный же объем только московского рынка 5 000 тонн, или, в пересчете на убойный молодняк, около 125 тысяч голов. Для выращивания такого количества товарного молодняка необходимо иметь 9–10 тысяч племенных производителей. А сегодня во всей России племенное стадо не насчитывает и 1 000 голов. Кожа страусов может использоваться в кожевенной и модной индустрии. Для широкого вывода на наш рынок таких новых продуктов с превосходными характеристиками - страусиного мяса и кожи, по мнению Андрея Воронова, необходимы время и финансовые ресурсы. Однако игра стоит свеч.

В последние два года в стране заметен рост интереса к созданию страусиных ферм, и, что самое отрадное, обеспечивает его средний бизнес, а не фермеры-одиночки. Расклад же в целом таков: фирмы, которые пять лет назад вступили на стезю страусоводства, позиционируются как племенные хозяйства. Новообразованные же фермы предпочитают товарное направление. В чем разница? Товарное производство проще племенного и в организационно-хозяйственном плане, и в сертификации. Чтобы получить статус племенной, ферма должна функционировать не менее трех лет, в жестком ветеринарном и санитарном режимах. Финансовая отдача товарной фермы происходит быстрее, и это немаловажно, учитывая рынок кредитных ресурсов, сложившийся в настоящий момент. "Всем нашим клиентам мы рекомендуем начинать страусиный бизнес именно с товарного производства, а затем, по истечении нескольких лет, окончательно определиться с направлением своей деятельности", - советует Андрей Воронов.

Спрос на птицу растет очень быстро. "Сегодня мы уже с трудом справляемся с возросшими объемами, - утверждает эксперт. - Такая ситуация не может продолжаться бесконечно, и после насыщения рынка племенным материалом поставки производителей стабилизируются на вполне конкретном уровне. Последствия не замедлят сказаться: разовьется конкуренция, снизятся цены и т. д. Пока же свобода для маневра есть".

Утром - деньги, вечером - яйца?

Разведение страусов - достаточно рентабельная отрасль. И чем больше производителей на ферме, тем дело выгодней. Общие затраты на выращивание одной птицы до убойного веса в 100 кг - около 140 евро. Они складываются из следующих статей: получение суточного молодняка - 25 евро; корм - 68 евро; прочие затраты производственного характера - 37,2 евро (40%); дополнительные - на выделку шкуры (с одной головы) - 10 евро. Плюс расходы непроизводственного характера, с которыми связан любой бизнес.

Теперь о доходах. Прибыль формируется от продажи мяса и кожи. В 2003 году оптовая цена за килограмм мяса была около 6 евро, за одну выделанную шкуру (примерно 1,3 кв. м) - 60 евро. В среднем от страуса с убойным весом в 100 кг можно получить почти 35 кг чистого мяса. Таким образом, общий доход составит 35 х 6 + 60 = 270 евро.

Прибыль до налогообложения - 130 евро, рентабельность продукции (отношение прибыли к затратам) 93%! Рентабельность продаж (отношение прибыли к доходу) - 48%. Столь высокий уровень обусловлен, по мнению Андрея Воронова, тем, что цены на продукцию страусоводства складываются не с учетом себестоимости продукции, нормального (приемлемого) уровня рентабельности и конкуренции, а на основе прямого диктата отпускных цен производителя. Страусоводство - едва ли не единственная сфера, где это пока возможно.

Без отходов

Страусоводство зародилось в Южной Африке во второй половине XIX века и вскоре стремительно распространилось по всему миру. Птиц разводили, в основном, чтобы ублажить капризный мир моды. Боа из страусовых перьев украшали плечи светских львиц и фривольные костюмы звезд "Мулен-Руж"; прелестницы на балах, кокетливо прикрываясь пышными веерами, подавали ложные сигналы своим воздыхателям: "Вы мне безразличны". Несчастные страусы могли пасть жертвами ненасытной красоты. В 1840 году из Южной Африки вывезли 1 000 кг страусовых перьев, в 1910 году - уже 370 000 кг, и, если бы страусов не стали разводить в неволе, они были бы теперь полностью истреблены. Уже в первом десятилетии ХХ века насчитывалось более миллиона птиц-великанов. В Россию африканских страусов впервые завез в конце XIX века барон Фридрих Эдвард Фальц-Фейн - в свое степное поместье Аскания-Нова в Таврической губернии. Прошло всего несколько десятилетий, и предприимчивые фермеры поняли, что птица эта - золотая. Страуса уже не только выставляли напоказ или общипывали, чтобы воткнуть раскрашенные перья в шляпки кокеток. Оказалось, что его в самом деле можно считать "коровой в перьях", как называют горделивую птицу некоторые страусоводы. И эта "корова" не болеет ни ящуром, ни коровьим бешенством, которыми перепугано сегодня все человечество. Второе рождение отрасль пережила в 80-е годы XX века. В Европе в последние 10 лет происходит настоящий страусовый бум. Народ, озабоченный своим здоровьем, стал подсчитывать потребляемые калории и холестерин, и выяснилось, что наиболее полезным, диетическим мясом является - страусиное. Птиц начали разводить на убой. Впрочем, не отступилась и мода: кожу страусов рассматривают как одну из самых роскошных и ставят в один ряд с кожей крокодила и змеи, из нее шьют сумки, кошельки, обувь. Из огромных яиц весом до полутора килограммов можно изжарить гигантскую яичницу, а скорлупу раскрасить и выгодно продать как сувенир. Перья по-прежнему украшают дам. Мистик, дадаист, архитектор, астролог, кутюрье Пако Рабанн создает одежду в том числе из флюоресцирующей кожи, страусовых перьев. "Шанель" предлагает из страусовых перьев… юбку. Уникальными терапевтическими свойствами обладает страусиный жир. Из него производят масло, которое уже тысячелетиями используется в косметических целях. Исследуются кровь, мозг, роговица глаз птицы, которые предположительно можно применять для лечения различных болезней человека. Продукция страусоводства практически - безотходна. И спрос на нее возрастает с каждым годом. Сейчас общее поголовье страусов в мире - 4 миллиона.

Маргарита Арсеньева

 

Сдерживает безумный наплыв конкистадоров от бизнеса в такую "сладкую" отрасль ее капиталоемкость. Инкубаторы, например, стоят от 5 000 евро, а линия по переработке кормов для крупной страусиной фермы (150 и более голов производителей), линия по убою страусов, разделке и упаковке мяса, - 0,5 миллиона евро. По расчетам компании Anatex Investagro, потребность СНГ в таких заводах на 2004–2006 годы составит 8–10 штук.

Загоним в загоны

- Организовать страусиную ферму технически не сложно, - считает Андрей Воронов. - Никаких территориальных ограничений для расположения фермы нет. Перед началом хозяйственной деятельности нужно юридически зарегистрировать предприятие и получить разрешение местной ветеринарной службы. Для реализации продукции страусоводства, в частности мяса, необходимо разработать и утвердить в Госстандарте ТУ (технические условия). Это обычная и обязательная процедура при поставке на рынок любого продукта.

Дальше остается спроектировать ферму. Она делится на зону производителей, зону для товарного молодняка, инкубатор и складские помещения.

На следующем этапе возможны два варианта. Специалисты "Русского страуса" и Андрей Воронов из Anatex Investagro советуют приобретать семьи половозрелых птиц - самца и двух самок ("размножающееся трио", "репродукторы", "бридерсы"). Это капиталоемкий, однако самый быстрый старт. Приобрести инкубационное яйцо, птенцов и годовалую птицу - дешевле. Но возвращаться вложенные средства будут дольше. Самое затратное здесь оборудование - инкубаторы, а они три года будут простаивать, пока птица достигнет половозрелого возраста.

Процесс разведения страусов давно типизирован. Площадь и емкость загонов, рацион, повадки… Нет только универсального рецепта, позволяющего легко добиться коммерческого эффектаПо количеству голов страусиные фермы делятся на малые (24–72 головы), средние (72–216) и крупные (свыше 216 голов). При этом даже малые фермы должны иметь не менее 24 производителей. Показатель в 24 головы в этом бизнесе является, по сути, расчетной единицей: один блок включает и производителей, и товарное поголовье, и соответствующую инфраструктуру. Поэтому ферма из 72 производителей состоит из трех блоков и т. д. "Конечно, такое деление, в значительной степени, условно, но позволяет типизировать стойла и загоны, рационально использовать инкубационное оборудование, одним словом, более комфортно вести бизнес", - поясняет Андрей Воронов. Кстати, у Anatex Investagro есть типовые схемы организации ферм. Учитывая блочную схему размещения, достаточно просто спроектировать ферму любой мощности. Так, для одного блока необходима площадь 4 га, соответственно, для размещения трех нужны 12 га.

Вот пример. Общая территория фермы "Русский страус" - 30 гектаров, включая производственные территории и посевные площади. Для содержания птицы используют капитальные, специально оборудованные помещения, более 6 000 кв. м. Площадь стойла зависит от возраста птицы: для взрослой 7–10 кв. м; для молодняка - меньше, зато и помещение должно быть не только крытым, но и утепленным. Загоны для птицы - это огороженные участки равнинной территории, обычно прямоугольной формы с длинной стороной 60–100 м (для разгона, минимального пробега и торможения страусов).

Самая сложная задача для начинающего фермера, по мнению Андрея Воронова, это приобретение качественных производителей. Здесь можно посоветовать одно: тщательно выбирать поставщиков. Других "универсальных" рецептов пока нет.

Сегодня цена племенной птицы на рынке - от 1 900 до 2 200 евро за голову. Затраты на нее - 30 евро в месяц. "Птичка" старше года потребляет три килограмма полнорационного комбикорма в сутки (0,15 евро за килограмм), итого выходит 14 евро. В расходы на месячное содержание стоит добавить ветеринарное обслуживание (а племенная птица, в отличие от птицы, выращиваемой на убой, требует особого ухода), содержание стойл и загонов, зарплату обслуживающего персонала (специалистов-орнитологов). Совокупные затраты на выращивание птицы до пяти лет составляют 1 800 евро. Это должно быть ориентиром для новичка: цена на племенных производителей в возрасте пяти лет близка к данной цифре. "Если вам предлагают страуса по меньшей цене, то это или выбраковка (производители с крайне низкой яйценоскостью), или птице полтора-два года, то есть еще год-два фермер будет ждать первой яйцекладки, и потенциал ее неизвестен", - предостерегает эксперт.

Питание "птичек" организуется довольно просто. Корм взрослых - это, в основном, зерновые (кукуруза, пшеница, ячмень) и многолетние травы, предпочтительней клевер и люцерна. "Мы самостоятельно готовим комбикорм, используем французский премикс. Но фермер может заказывать комбикорм на заводе по своей конкретной рецептуре", - рассказывает Андрей Воронов.

С обслуживанием фермы, насчитывающей до 100 производителей, справляются два-три скотника и зоотехник. Учитывая высокую коммерческую стоимость птицы, необходимо позаботиться об ее охране.

Главное - это приобрести качественных производителей. А значит, нужно очень тщательно выбирать поставщиков. Иначе об успешном и прибыльном бизнесе можно надолго забытьОпределенные сложности поджидают фермера при транспортировке страусов. Самостоятельная доставка - не лучший вариант. Здесь предпочтительны закрытые тентованные фургоны, да и сроки следует подбирать правильно - лучше всего делать это в осенне-зимний период. Имейте в виду: в пути страусы почти не едят, так что дорога не должна занимать более трех суток. Птице обязательно нужно давать воду. Для приемки и дальнейшего сопровождения страусов на ферму должен прибыть покупатель или его уполномоченный представитель. Вместе с птицей ему вручаются финансовые документы, ветеринарное свидетельство и, при необходимости, разрешение на вывоз.

Сейчас на рынке представлено немало различных моделей специализированных инкубаторов: итальянских, испанских, польских. Все они достаточно надежны, удобны и отличаются лишь дизайном и техническим исполнением. Применение неспециализированных инкубаторов возможно, но малоэффективно, по мнению эксперта: добиться требуемых параметров влажности и объема вентилируемого (обновляемого) воздуха практически нереально, поэтому лучше не рисковать.

"Cтраусиный" бизнес не прост. Однако отсутствие конкуренции и потенциально огромный рынок сбыта, рентабельность на уровне 50–90% создают благоприятные предпосылки для новых игроков.

Тот, кто выше

Как говорят специалисты, существует единственный минус в разведении страусов: они очень любопытны и тянут в рот все, что им приглянулось. В желудке страуса можно найти камни, и даже металлические предметы. Во время гражданской войны был случай, когда в Аскании-Нова страус выхватил из рукава у неосторожно подошедшего к нему красноармейца военное донесение и немедленно проглотил его. Известна страсть этих птиц к блестящим предметам. Жюль Верн писал в одном из своих романов о страусе, проглотившем алмаз. Особенно осторожны должны быть женщины, подходя к страусу: он может вырвать сережку из уха или украсть мобильник. При уходе, кормлении и просто наблюдении за страусом необходимо проявлять определенные меры предосторожности. Страус бьет ногой снизу вверх с силой 30 кг на 1 кв. см. Одним ударом он легко может разорвать не только одежду, но и грудь (подобные случаи на российских фермах уже бывали). Достаточно агрессивны страусы и в момент ухаживания за самкой - они могут принять вас за соперника со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но для страуса тот, кто выше, - сильней и главней. Поэтому, если поднять палку и увенчать ее шапкой, можно не опасаться: великан отнесется к вам с почтением. Между прочим, то, что страус прячет от страха голову - чистой воды выдумка. Спасаясь, страус распластывается на земле, вытянув шею, чтобы его потеряли из виду, но как только опасность приблизится, он мгновенно вскакивает и убегает на скорости 70 км в час.

В 1991 году научно-юмористический журнал "Анналы невероятных исследований" учредил премию "ИгНобель" - название ее происходит от английского слова "ignoble", что в переводе означает "неблагородный, постыдный". Надо сказать, что многие лауреаты очень ценят присуждение этой шутовской премии, а в церемонии награждения, проходящей в Гарвардском университете, принимают участие лауреаты настоящей Нобелевской премии. Два года назад ее получил британский ученый Чарльз Пакстон, доказавший, что страусы проявляют ярко выраженный сексуальный интерес к людям, Опубликовавший результаты своего исследования в журнале "Британское птицеводство" профессор Пакстон сделал заключение: поголовье выращенных в неволе страусов не увеличивается такими же темпами, как в Африке, потому, что они, оказывается, ухаживают не за представительницами своего вида, а за… людьми. По мнению Пакстона, страусы, которых с раннего детства выращивают люди, как бы меняют сексуальную ориентацию и начинают оказывать знаки внимания своим "приемным родителям". При этом, как установили Пакстон и Диминг, пол страусов и людей не имеет ровным счетом никакого значения.

Маргарита Арсеньева

Источник: http://www.business-magazine.ru/

 

 

 

унитазы москва россия Марки болгарии

Hosted by uCoz